Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Город

«Баню в нашем квартале посещал Павел Бажов»

Михаил Вербицкий, Екатерина Киселева23 июля 2021 5 291
2022-10-28T10:59:08.967096+00:00
«Баню в нашем квартале посещал Павел Бажов»
Прогулка с гидом Виталиной Станиславчук по Городку Милиции, который в середине XX века считался одним из самых элитных кварталов Свердловска

Городок Милиции — бывший жилкомбинат рабоче-крестьянской милиции СССР — был построен в начале 1930-х и сегодня считается одним из символов конструктивизма в современном Екатеринбурге. Жилой комплекс расположен в тихом центре — квартале улиц Большакова, Степана Разина и Чапаева. У Городка Милиции есть собственный инстаграм, который ведет местная жительница, гид Виталина Станиславчук. На прогулке по кварталу она рассказала, как в Городке Милиции власти решали судьбы местных жителей, почему раньше местные жители предпочитали не покидать жилой комплекс и как здесь устроена жизнь сегодня.

«В нашей квартире жил летчик, который установил пропеллер в туалете»

Я переехала в Городок Милиции шесть лет назад к своему молодому человеку Владимиру, он живет здесь с начала 1990-х годов. До переезда я не знала о существовании Городка и, честно говоря, первое время не особо им интересовалась с исторической и архитектурной точек зрения. Хотя стремление к исследованию прошлого было со мной всегда — например, раньше коллекционировала ретро-чемоданы. 

В 2018 году я впервые обратила внимание на старинные перила в Городке Милиции и другие оригинальные детали — к примеру, окна необычной формы. Стала изучать историю здания и по крупицам собирать о нем информацию. В то время все упоминания в СМИ о Городке Милиции были в негативном ключе: журналисты писали о сносе четвертого корпуса и публиковали комментарии общественников, осуждающих это действие.

Большинство информации о Городке Милиции я получила в разговоре с его жителями, которые любят предаваться ностальгическим воспоминаниям. Так, моим соседом оказался художник Алексей Рыжков, выросший в Городке. Он рассказал много историй. Например, в нашей квартире, по его словам, жил летчик, который принес домой пропеллер и установил его в туалете. Зачем он это сделал, история умалчивает. Такие легенды еще больше увлекали меня и подталкивали к дальнейшему изучению истории Городка. 

Объем собранной информации о Городке Милиции постепенно возрастал, и в 2019 году я создала инстаграм-аккаунт, где делюсь историческими фактами и деталями о здании. Сейчас на профиль подписано 600 человек — это жители Городка и Екатеринбурга, историки и архитекторы, энтузиасты из других российских городов. Раньше многие жители Городка Милиции, как и я, не задумывались о ценности места, где они живут. За последнее время у моих соседей появилось больше интереса к истории нашего общего дома — стали подходить ко мне и рассказывать истории, проявлять инициативу по благоустройстве дворов.

Моим соседом оказался художник Алексей Рыжков, выросший в Городке. Он рассказал много историй


Сейчас я состою в команде центра авторских экскурсий «Екбгуляем» и раз в две недели провожу прогулки по Городку Милиции. В середине июня участвовала в проекте «Авангардные недели»: он привлек внимание жителей Екатеринбурга к конструктивистским городкам. Все желающие смогли порисовать вместе с художником Алексеем Рыжковым, познакомиться с выставками об истории Городка, сделать своими руками дворовую мебель и многоразовые мешочки, послушать джем-сейшн и посмотреть авангардные видеоклипы. Мы с Алексеем Рыжковым провели авторскую экскурсию по Городку.

Почему юные жители Городка Милиции не покидали квартал до школы

Городок Милиции начали строить в 1931 году, а завершили — к 1934-му. Его возводили по аналогии со «старшим братом» — Городком Чекистов (комплекс конструктивистских зданий, построенный в начале 1930-х в центре Екатеринбурга — Ред.). Седьмой корпус Городка Милиции отвели для начальства: туда заселялись только высшие чины. В остальных зданиях жили сотрудники милиции и НКВД рангом ниже. Всего в квартале спроектировали шесть жилых домов и большую зону отдыха внутри. 

Восьмой корпус Городка Милиции появился значительно позже других — после 1950-х годов. До этого на его месте располагался фонтан, который потом снесли. По слухам, здание строили пленные немцы, но это неподтвержденная информация. Хотя некоторые жители вспоминают, что немцы меняли с детьми деревянные игрушки и открытки на провизию.

В советские годы в домах Городка Милиции располагались прачечная, спортивный корт, булочная, продуктовый, галантерея и парикмахерская. Все эти заведения работали только для жильцов Городка. За порядком в квартале следила комендатура. В третьем корпусе работала медсанчасть, где трудились 24 сотрудника. Рядом располагалась баня, куда в 1940-е годы приходил Павел Бажов. Писатель жил неподалеку, в доме с печным отоплением, поэтому он часто бывал в Городке Милиции — скорее всего, Бажова пускали по договоренности. По-прежнему здесь функционирует садик, открывшийся в 1937 году. В разговорах со мной люди вспоминали, что до зачисления в школу вообще не выходили за пределы квартала. Это был город в городе. 

Если сравнивать Городок Милиции с Городком Чекистов, второй более детально проработан с точки зрения конструктивизма, первый же — более примитивен. Кроме того, Городок Чекистов всегда считался более элитным кварталом. Блага для жителей и того, и другого комплексов были одинаковыми, но в Городке Чекистов быстрее, например, появился газ. Городок Милиции не признан объектом культурного наследия, и это палка о двух концах.

С одной стороны, ничто не защищает корпуса от сноса, а с другой — можно без особых препятствий проводить капитальный ремонт, который, к слову, и случился три года назад — впервые за долгие десятки лет: строители заменили проводки, крышу и фасад. В свою очередь, Городок Чекистов из-за статуса памятника архитектуры снести не могут, но и с капремонтом все не так просто — любое изменение нужно детально и долго согласовывать.

Из-за проведения капремонта в 2010-х жильцов четвертого корпуса Городка Милиции временно расселили. Однако позднее комиссия решила, что дом проще снести. Со временем здание заметно обветшало. В итоге четвертый корпус снесли в декабре 2018 года, хотя общественники пытались его спасти и просили включить в Реестр объектов культурного наследия. До 2018 года, говорят, здесь нелегально жили трудовые мигранты. На месте дома планировали построить жилую высотку, но пока никаких работ на площадке не происходит.

Кстати, про четвертый корпус Городка Чекистов есть смешная история. Однажды журналисты выпустили статью под заголовком «В центре Екатеринбурга пытают людей и сжигают их в печах?». Они сделали репортаж из Городка Милиции и нашли там «пыточную с дыбой, клеткой, ванной на колесах и печью». На самом деле журналисты спустились в четвертый корпус, походили по подвалам и забрели в новострой с сауной. Конечно, это не имеет никакого отношения к реальным историческим событиям.

«Милиционер застрелился из-за постоянной слежки»

Городок Милиции перестал быть закрытым от посторонних людей после 1950-х годов. С тех пор здесь становилось все меньше и меньше сотрудников правоохранительных органов. Однако милицейское прошлое ощущается до сих пор. Сегодня Городок Милиции окружают городская ГАИ, Управление по контролю за оборотом наркотиков МВД и Росгвардия. Местное кафе даже предоставляет скидки полицейским.

В Городке Милиции всегда жили интересные люди с увлекательными судьбами. Например, Василий Петрович Коротков, его жена Надежда и их дочь Эвелина Васильевна, которой сейчас 94 года. Эта семья одной из первых заселилась в Городок. Сначала они жили во втором корпусе, потом перебрались в элитный седьмой. У Василия Петровича была необычная судьба: в Первую мировую войну он добровольцем попал на фронт, однажды оказывался в плену и три раза пытался бежать. Когда ему в очередной раз удалось скрыться, он оказался в Голландии, потом вернулся в Россию через Англию и успел поучаствовать в штурме Зимнего дворца. Далее жизнь отправила его в ряды милиции — сначала он познакомился с женой из дворянской семьи, затем переехал в Смоленскую губернию, позже оказался на Урале, где жил в келье Ново-Тихвинского женского монастыря. Вскоре Василий Петрович переехал в Городок Милиции.

В 1938 году один из сотрудников милиции, с которым у Василия Петровича были хорошие отношения, рассказал, что его приставили за ним следить и посоветовал уволиться, иначе «будут последствия». Ранее его брата репрессировали в Ленинграде. Василий Петрович уволился и сумел прокормить семью только благодаря рыбалке и охоте. Интересно, что их не выселили из Городка Милиции. В 1930-е, если ночью к Городку подъезжала машина, все жильцы очень напрягались — забрать могли любого. Мне рассказывали историю, как один из милиционеров не выдержал слежки за собой и пустил пулю в лоб прямо у себя дома в Городке.

Есть другая семья — Геннадия Петровича Мелехина. Его отец болел туберкулезом, и ему дали две комнаты: так полагалось по санитарным нормам. А еще среди жителей Городка ходит легенда, что здесь во дворе чуть не убили милиционера, который выслеживал опасную банду: его очень сильно ранили ножом, но его удалось спасти.

В 1940-е годы во время войны была эвакуация населения в Свердловск, и Городок Милиции превратился в большую коммуналку: население очень уплотнилось. С того времени представители элиты оставались в отдельных квартирах. Тем не менее сегодня в Городке можно встретить людей, которые живут тут и с 1940-х, и с 1960-х, и с 1980-х годов. Не все идут на контакт, но со многими у меня получилось пообщаться.

Жилье в Городке Милиции периодически выставляют на продажу, либо сдают в аренду. Например, моя соседка сдает свою квартиру посуточно: у туристов такой вариант пользуется спросом, некоторых привлекает возможность пожить в историческом месте. Расположение также удобное: по сути, это тихий центр города.

Почему из Городка Милиции не хочется съезжать

Мы с молодым человеком живем в трехкомнатной квартире на последнем этаже. Наши окна выходят и во двор, и на проезжую часть: можно проветривать и создавать сквозняки. В квартире есть окно в ванной и высокие потолки. Из-за отсутствия лифта курьеры приходят к нам с «языком на плечах» — высоко подниматься.

Мне нравится Городок Милиции по нескольким причинам. Во-первых, это жилье с историей, которая добавляет интереса к жизни. Во-вторых, тут меньше соседей, чем в современных домах. Я примерно представляю, кто живет в моем доме, и у меня создается ощущение безопасности. В-третьих, в Городке есть зеленый двор, который виден прямо из окна. В-четвертых, подкупает расположение — до самого центра города рукой подать. В шаговой доступности есть вся необходимая инфраструктура, хотя мы с молодым человеком недавно перешли на доставку. Но и без недостатков тоже никуда. Мы живем на последнем этаже, и долгое время у нас протекала крыша. А еще могут возникать сложности с ремонтом из-за неровных стен.

Многим жителям нравится в Городке Милиции, и они не хотят никуда уезжать. Некоторые переживают из-за того, что, в конце концов, всех могут расселить, как это было с четвертым корпусом. К тому же недавно вышел закон о реновации, и есть опасения, что Городок Милиции попадет в список домов под снос. Соседи готовы объединяться и улучшать территорию квартала. Этот процесс уже запущен — недавно своими силами поставили новые скамейки, и это только начало.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#город#личный опыт#екатеринбург
городличный опытекатеринбург
Сейчас обсуждают
Аноним
28 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru