Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
блоги

Есть ли у больших семей шанс успешно разъехаться без ипотеки?

6 июля 2021 10 808
2021-07-07T12:10:39.467000+00:00

Я уже говорил о возможностях существенного улучшения жилищных условий, которые дает малообеспеченным многодетным семьям постановление Правительства Москвы №864 от 31.07.2018 года. На этот раз я предлагаю подробно изучить историю реальной семьи, решившей эту задачу (имена и фамилии изменены). Похожие сюжеты не раз встречались в практике работы нашего агентства, и всегда залогом успеха была решимость людей, испытывающих трудности с жильем, получить максимум информации о своих правах и правильно использовать ее.

Часть 1. Накопление проблем

В олимпийском 1980 году выпускник пензенского политеха Виктор Васильев поучил распределение в «Коммунарку» – тогда передовой подмосковный совхоз. Он попал на птицефабрику, но имел дело не с курами, а с инкубаторами и другой техникой. Через пару лет он женился, и в 1986 году молодая семья получила квартиру. Виктор был ценным специалистом, а совхоз – процветающим предприятием. Угловая двушка с проходной комнатой и совмещенным санузлом у прочих очередников энтузиазма не вызывала, однако Васильевы были довольны. Квартира располагалась в самом центре поселка, поэтому и сам Виктор, и его жена – учительница Светлана – быстро добирались оттуда на работу.

В декабре 1989 года у наших героев родился сын Игорь. Сразу почувствовалась неудобная планировка квартиры, и Виктор снова попытался встать на очередь. Однако, согласно ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР от 24.06.1983 (Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий), получил отказ. Тогда в Подмосковье считалось нормой 9 кв. метров жилой площади на человека, а суммарная жилая площадь их квартиры превышала эту норму на 1,5 кв. метра...

Через два года, после распада СССР, семья как-то быстро перешла в режим выживания – зарплата Виктора не поспевала за инфляцией и часто задерживались. Он бросил птицефабрику и начал «бомбить» на своем «Москвиче», подвозя пассажиров до ст. метро «Теплый стан» – тогда многие стали работать в Москве, а общественный транспорт, особенно зимой, с новой нагрузкой не справлялся.

Игорь тем временем рос, ходил в мамину школу, с компанией сверстников облазил все окрестности поселка, даже пробирался по заброшенной железнодорожной ветке в Бутово, наблюдая за гигантской стройкой нового жилого массива. Серьезные перемены в жизни семьи начались, когда он вернулся из армии в 2009 году. Отслужив в автомобильном подразделении, он за год неплохо освоил матчасть, и, вернувшись, пошел по стопам отца. Тот уже давно работал на одном из новых коммерческих маршрутов, гоняя свою «Газель» от центральной усадьбы почти угасшего совхоза до метро.

Через год Игорь женился на Ольге, с которой дружил с самого детства, и в двушке стало четверо жильцов. Увы, в 2005 году ЖК РСФСР утратил силу, а пришедший ему на смену Жилищный кодекс Российской Федерации, (закон №188-ФЗ), предусматривал первоочередное предоставление жилья тем, кто встал на очередь до 2005 года… Игорь с Ольгой начали семейную жизнь, перегородив проходную комнату, и в январе 2012 года подарили Виктору и Светлане внука Андрея. К этому времени новость о присоединении к Москве районов Московской области, расположенных между Симферопольским и Киевским шоссе, перестала быть сенсацией. Коммунарка, названная в постановлении Совета Федерации «Об утверждении изменении границы между Москвой и областью с 1 июля 2012 года» одной из ключевых точек экономического роста новых территорий, стала районом Москвы. Это давало надежду на то, что порядок предоставления жилплощади изменятся в лучшую сторону.

Пока же приходилось довольствоваться тем минимальным набором возможностей, что осталось от совхозных времен, и даже в детский сад ребенок попал только тогда, когда Ольга устроилась туда на работу. В квартире же теперь ютились впятером. К осени застеклили и утеплили балкон, но места все равно было очень мало. Игорь перешел работать на междугородный автобус. По его словам, это был способ больше заработать, но, скорее всего, его привлекала возможность подолгу отсутствовать дома…

Весной 2017 года Виктор вышел на пенсию – коммерческие перевозчики активно вытеснялись с улиц, а на муниципальный автобус пересесть ему не удалось. Рейсы Игоря становились все длиннее, но обещанных денег в доме не появлялось. Ольга подозревала, что у него, как у моряка дальнего плавания, в каждом порту по семье, поэтому недолгие дни пребывания ее мужа в квартире были наполнены чередой скандалов и бурных примирений. Результат – незапланированная беременность Ольги и двойня, родившаяся осенью футбольного 2018 года.

Жизнь в квартире превратилась в испытание для всех членов семьи. Закроешь окна – духота, откроешь – сквозняк, очередь в туалет, вечно полные горшки под ногами... Двойня спала в двухярусной кроватке, сделанной Виктором из старой мебели – места на полу не хватало. В свободные минуты Ольга изучала форумы многодетных семей, но там никто не мог помочь. Все, на что были способны такие ресурсы – подсказать адреса распродаж детских товаров или бесплатной раздачи одежды и обуви.

Сбежать на дачу тоже было невозможно – ее у семьи не было. Виктор считал, что выезды на машине в живописные места Московской области приносят куда больше приятных минут, чем возня на грядках. Правда, теперь он жалел, что в конце 80-х не поддался на уговоры жены и не разрешил ей взять один из участков, которые давали их школе. Сейчас бы он с удовольствием туда переселился... Квартирный вопрос казался неразрешимым, но продолжать такую жизнь тоже было невозможною. О том, как семья решила эту проблему, я расскажу в следующей части.

#ипотека#ипотека на вторичное жилье
ипотекаипотека на вторичное жилье
Комментарии 0
Сейчас обсуждают
Аноним
29 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru